Как Вы уже знаете, 20-22 августа 2004 г. состоялся беспримерный наполовину ночной рейд вдоль озера Таватуй. Ниже Вы найдете фото и письменный отчет об этом славном мероприятии.

Как обычно...

...мы начали ночной марш от станции Таватуй

Ночной привал - "Призраки гражданской войны"

Утром было гораздо лучше

Самый антуражный снимок похода - полное погружение в эпоху 1 Мировой

Во время привала был пойман мародёр, отбиравший у местных жителей кирпичи завода "Густомесова"

Представитель Военконтроля провёл дознание

Имевшийся в отряде комиссар вежливо предложил: "Проходите пожалуйста к деревьям", и приговор был приведен в исполнение

Марш после отдыха и обеда продолжился днём

Остановившись на отдых и ночевку у берега озера

Мы хорошо поужинали

пермяки исполнили традиционный танец с саблями

Участники установки креста в память похода чехов сфотографировались

Наутро марш продолжился

Идти становилось всё тяжелее

Беспокоили вражеские аэропланы

Постоянно приходилось обходить огромные лужи

Некоторые впадали в отчаяние

Но мы все-таки добрались до родника, где участникам похода бали торжественно вручены военно-исторические награды

Кавалер креста "За труды и походы" К. Новиков даже успел отрыть окопчик

Но это был ещё не конец. Нам надо было выйти к озеру. Мы долго шли по лесу и болоту

наступали цепью

снова наступали

И снова шли по болоту

Мудрое изречение "весёлого Роджерса", найденое на дереве, несколько подняло наш дух

Лоцман Олег всё-таки нашел нас и довел до озера...

Мы успешно переправились через озеро

и сфотограцировались на причале яхт-клуба Новоуральска

Памятный плакат с портретами участников похода в стиле "ретро".

Составлен А. Емельяновым

Сказ о земле Таватуйской
Воспоминания пермяков о ПОТ-2004*

Запевала: Злой Унтер
Подпевала: АбрамЫч

А слова у них были нехорошие: военно-пехотные.
Сократ

Глава 1
Героическая

Трудный выдался год: налоги, инфляция, проституция, недобор в армию… С этим надо было что-то делать, и наш клуб, геройски борясь с ленью, стал готовиться в очередной Пау-Вау - Таватуйский поход. В процессе подготовки наш коллектив традиционно стремительно уменьшался. Мор косил наши ряды: желтуха, понос и золотуха. В конце концов, вместо восьми до Екатеринбурга добралось пять настоящих героев во главе с их благородием поручиком Митрием Лексеичем. Кстати, как оказалось, мор настиг и екатеринбуржцев, в результате чего в поход не пошел целый отряд "беспощадных" во главе со своим атаманом (искренне жаль).
Екатеринбург встретил нас неприветливо. Низкая облачность, сырой промозглый ветер. В душе бяка, кака и срака. Но не перевелись еще на Руси богатыри, добры молодцы.
Ломая сопротивление пятой колонны, предлагавшей плюнуть, нажраться пивом и вернуться в Пермь, мы вместе с чинами 195-го пехотного Оровайского полка (бальзам на израненную душу - однодивизионники) двинули на электричку.

Глава 2
Веселуха.

Мы вышли со станции Таватуй. Смеркалось… Холодало… Мероприятие обещало быть интересным - пойдем ночью, как отряд полковника Войцеховского. Но мы, конечно, не знали сколько еще приколов (ха-ха) готовит этот поход.
Весь ночной поход вспомнить не могу, так, отдельные эпизоды. Ночь, проблески керосинового фонаря в голове колонны, на фоне темного ночного неба, еще более темные верхушки сосен и елей, движущиеся тени, иногда раздается треск сучьев под ногами, отчаянная матерщина при очередном попадании, очередного счастливца в очередную лужу. Все были уверены, что где-то на марше нас застанет дождь. На привале взглянули на небо, увидев шикарные, по-южному крупные звезды мы поняли, что дождя не будет. Будет холод…
И он был. Врать не буду, льда и снега не заметил, но и 5 - 7 °C для нас, вспотевших на марше, чувствительно. Были и потери: забытые на привалах фляги, увезенные местными аборигенами в неизвестном направлении чины 195 -го полка (правда, возвращенные обратно). Как бы то ни было на рассвете, около 5 утра за селом Таватуй, встав на отдых, опали, как озимые. После краткого, но нужного нам отдыха, в 11 утра мы бодренько прошлепали на берег озера Таватуй, присоединившись к группе отдыхавших там товарищей. Благодаря их благородству и предусмотрительности, мы были накормлены отменной гречневой кашей и даже ухой. Желающие, традиционно для ПОТ, приняли допингу, и мы двинули дальше. К сожалению, по причинам нам не подвластным, после обеда пермяки не досчитались своего офицера. Видимо это был уже упомянутый мор. Как говорится: "Ну, что ты будешь делать! Каждый поручик - Бонапарт; каждый, едри его палку, Принц Савойский! Вот только воевать некому!"
Сытые, довольные и отдохнувшие, напевая в душе фривольные песенки, мы стройной колонной двигались по лесной дороге. Эта часть нашего похода пролегала по Старой таватуйской дороге, вдоль берега озера. Радовало почти полное отсутствие мух, мошки и комаров (недобрая слава прошлого похода), видимо сказалось приближение осени. В остальном поход проходил как обычно: пятьдесят минут марша, десять минут отдыха. От переутомления некоторым постоянно мерещилась нечисть: не то поющие ежики, не то гоблин - красная шапка.
Место ночевки также оказалось неплохим. Правда вечером несколько раздражала ружейная пальба над озером, начался охотничий сезон, да и вода оставляла желать лучшего. Невольно вспоминаются строчки известного пиита Лямзина:

Немного крупы перловой,
Немного коры дубовой,
Немного дорожной пыли
Немного болотной тины,
Солдат не умрет голодным!
А пули летят, пули…

Здесь же произошло одно из запоминающихся события этого похода. Екатеринбуржцы установили трехметровый крест в память похода отряда Войцеховского. Как у меня частенько бывает, не могу сейчас вразумительно объяснить - почему пермяки не помогали устанавливать крест?
Ночь прошла спокойно. После подъема, совершив утренний моцион, вышли снова в поход. Меня свербит мыслишка: мы плохо прибрались на месте стоянки - не закопали мусор. Неудобно перед охотниками, господа!
После четырехчасового (с привалами) марша, подошедши к Семибратской поляне, наконец-то в первый раз за поход напились и умылись Святой Семибратской водой, это есть большой шарман! Тут же на поляне состоялась раздача розовых слонов и зеленых покемнов, то бишь первое награждение Таватуйскими крестами. И это третья фишка похода.

Глава 3
Развязка

Сколько веревочка не вейся, все равно конец настанет
З. Фрейд

Далее преисполненные ожиданиями о скором окончании похода (наивные крестьянские дети…) около полудня мы двинулись в путь. Тропинка уходила в небытие, теоретически в сторону озера, где нас должны были забрать и переправить на ялах. После двухчасового ускоренного марша по лесным тропам мы в изнеможении остановились на привал. И вот тут после шуточек про леших, лесовиков и прочих Сусаниных, из-за поворота показался дед - всем дедам дед. Чуть повыше окладистой бороды, но чуть пониже надвинутой до бровей шляпы, смотрели на нас добрые предобрые глаза.
- А не доведете ли Вы, дедушка, нас до озера?
- Почему не довести? Доведу!
И наша колонна мелкой рысцой поскакала вслед за добрым дедушкой.
Про переправу через болото, в общем-то, рассказывать нечего, прыг-скок с кочки на кочку, плюх-плюх с бревна на бревно. Правду гласила надпись на сосне: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Спасибо деду, предупредил, что без слег на болото лучше не соваться.
Выйдя на каменный остров и поблагодарив дедушку, мы двинули по указанной им дорожке в сторону берега. Быстро пройдя заболоченной дорогой (привычно), на бывшем лесном покосе наткнулись на хорошо замаскированный в густом березняке укрепрайон "Красных орлов". Наша колонна, не испугавшись бешенного ружейного огня, четко развернулась в цепь. С ходу, практически с лету, разгромив многочисленного противника, выкатываемся на берег озера. Вот тут-то нас начали одолевать смутные сомнения. Нигде ближе 100-200 метров свободная вода не просматривалась. А как же подойдут ялы? Как они пройдут сквозь густую камышовую поросль?
Не хочется вспоминать про наши метания по берегу, стоны и вопли, рвание волос и посыпание головы пеплом. Кончилось все хорошо. Очередной добрый человек (нам определенно на них везло) вывел нас обратно через то же болото, напрямки через лес и, форсировав небольшую речку, вывел-таки на нужную дорогу. По ней мы и вышли на место погрузки почти бесчувственных тел на ялы.
Вы знаете - ДА! Это было очень и очень! После стольких километров лесных дорог и тропок, плыть, покачиваясь на волнах, подставив лицо свободному ветру, испытываешь ощущения близкие к оргазму.
В общем-то, на этой радостной ноте можно поставить точку.

Вместо эпилога
Глава 4
Благодарственная

Наша искренняя благодарность выражается:
Грише-комиссару - за неутомимость, готовность оказать помощь ближнему своему, например, в стоянии в ночном карауле. Фактически играл роль разведки.
Леониду Вохмякову - за поддержание нашего боевого духа вкусным и своевременным обедом. Было очень приятно.
Олегу капитану - за настойчивость, за то, что, пожертвовав личным временем, прождав весь день, вывел к месту посадки на ялы. Спасибо!
Так же благодарность наша организаторам и участникам, всем тем, кто вместе с нами прошел, прополз и проковылял.

11 сентября 2004 года
С уважением всегда готовые к трудам и походам коллеги-европейцы из 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка.